Почему замерзает аккумулятор
В условиях нашего климата минусовая температура держится около 5-6 месяцев в году и водители ежедневно сталкиваются с замерзанием АКБ, а точнее – электролита. Он состоит на 65 % из воды, остальные 35% – серная кислота.
Зимой мы включаем большое количество приборов: кроме основных работают печка, обогрев сидений, руля. В результате АКБ разряжается намного быстрее АКБ, что является главной причиной замерзания.
В нормальных условиях, то есть при полном заряде, плотность электролита составляет 1,27 г/см3, и тогда мороз до -40 не несет вреда. При разрядке серная кислота преобразуется в сульфат свинца и этот показатель падает до 1,11 г/см3. Тогда жидкость в батарее застывает уже при -7.
Перед покупкой всегда следует ознакомиться c характеристиками аккумулятора либо обратиться за консультацией к специалистам. Получить совет по аккумуляторам можно у специалистов компании 1AK.BY.
Если регулярно ездить на машине, давая ей подзарядить АКБ от генератора, то риск промерзания снижается. В таком случае 1-2 дня простоя не сыграют существенной роли.
Однако при утечке тока разрядка может произойти за сутки. Тогда даже небольшой минус может привести к тому, что аккумулятор в машине замерзнет.
Таким образом, причинами могут стать следующие факторы:
- автомобиль стоял на улице при минусовой температуре длительное время;
- автомобиль при полной разрядке простоял на морозе больше 1 дня;
- появилась сильная утечка тока, которая провоцирует быстрый разряд.
Как понять, что АКБ замерзла
Первыми признаками будут отсутствие питания в бортовой сети и реакции на повороты ключа зажигания. Далее визуальный осмотр: замерзла, если видим на корпусе слой инея, лед или обнаружили, что у корпуса вздулись бока.
Деформация объясняется тем, что плотность электролита упала, а вода, которая находится в банках, превратилась в лед. Такое происходит с любыми приборами: как со старыми разряженными, так и с новыми.
Реанимация невозможна, если замерзла только 1 банка в аккумуляторе. Выход один: утилизация вышедшей из строя и покупка новой батареи. Определяют это путем измерения напряжения: при полном заряде и всех исправных элементах уровень будет 12,6 В. Если ареометр показывает менее 11 В – одна из банок пришла в негодность.
Что нужно делать с замерзшим аккумулятором
Чтобы вернуть работоспособность АКБ, ее потребуется разморозить и зарядить. Все это нужно делать с осторожностью, чтобы не повредить деталей. Порядок действий:
- В первую очередь АКБ нужно разморозить. Для этого её нужно снять и отнести в несильно прогретое помещение. Во избежание резкого перепада температур, не несем в дом или хорошо отапливаемое помещение. Для этого процесса подходит гараж. На случай, если батарея протечет, ее следует поставить в емкость. При разморозке, если во время эксплуатации на корпусе батареи появились трещины, то из нее будет вытекать жидкость вместе с кислотой. Если так произошло, то данное устройство уже не подлежит восстановлению, так как потеряло свою герметичность.
- После полной разморозки необходимо осмотреть батарею снаружи и внутри. Нет ли трещин, потеков; не образовалась ли на поверхности корпуса жидкость. При наличии жидкости с помощью лакмуса можно узнать о ее природе. На непригодность нашего устройства питания укажет изменение цвета бумажки на красный. Это признак того, что вытекла серная кислота.
- Если дефектов не выявлено – подключаем зарядку. Обычно используется сила тока в 10% от общей емкости, но замерзшую лучше реанимировать при 5%: например, при емкости батареи в 60 Ач, ток выставляют на 3 А.
- После зарядки нужно по возможности убедиться, что электролит остался в пригодном виде: цвет прозрачный, без помутнений и осыпания пластин. Если обнаружены эти признаки, использование батареи в дальнейшем невозможно: высок риск короткого замыкания. Исправить это не получится, остается заменить батарею на новую.
- После внешнего осмотра следует проверить напряжение нагрузочной вилкой. На осыпание пластин укажет уровень ниже 10 В. Также вилка поможет определить работоспособность у необслуживаемого аккумулятора: визуально оценить уровень и состояние жидкости не выйдет.
Заключение
Главная причина, почему замерзает электролит в аккумуляторе зимой – это долгие простои при низком заряде, который на морозе постепенно падает. Во избежание таких проблем перед наступлением холодов источник энергии полностью заряжают.
При этом проверки его состояния проводят чаще, чем в другие сезоны. Измерения утечек тока позволяют увидеть проблему в корне и предотвратить саморазряд.
Простой и актуальный способ поддержать работоспособное состояние и уровень плотности электролита – совершать короткие поездки за чертой города протяженностью 50-60 км.
На время простоя автомобиля, особенно в холодных регионах, батарею лучше снимать и заносить в гараж или дом.
При суровых зимах знающие водители используют специальные чехлы, которые предотвращают замерзание. Таким образом плотность электролита поддерживается на необходимом уровне и аккумулятор зимой замерзать не будет.