КАМАЗ в эпоху ВТО
В настоящее время отечественные производители только приспосабливаются к условиям ВТО. Для многих отраслей, в том числе для автомобильной, правительство предусмотрело постепенное снижение импортных пошлин, проводятся также и целевые программы поддержки производителей.
Что характерно - практически не слышно разговоров о том, как ВТО поможет нашим предприятиям захватывать зарубежные рынки.
А ведь именно для этого, по заверениям властей, Россия в ВТО и вступала. Всё больше сегодня говорят о том, как вообще сохранить в новых условиях производство, как не потерять внутренний рынок, а не как завоевать внешний.
Для производителей автомобилей ещё в прошлом году были созданы тепличные условия - Правительство ввело новый вид скрытого таможенного сбора для импортных автомобилей: так называемый утилизационный сбор.
Однако, уже нынешней весной Евросоюз потребовал от России уравнять в правах собственных и иностранных производителей и начать собирать плату за утилизацию автомобилей и с отечественных предприятий.
Такие предприятия, как КАМАЗ или АвтоВАЗ достаточно осторожно оценивают свои перспективы в новых рыночных условиях, хотя и не теряют оптимизма. А как оценивают их шансы независимые специалисты?
Аналитик Мария Шишкина, отмечает, что год назад утилизационный сбор позволил нивелировать уменьшение цены на грузовики с двигателями ЕВРО-3, ввозные ставки на них снизились с 25 до 4%. Таким образом, в сегменте грузовиков с устаревшими двигателями КАМАЗ преимуществ не получил. А вот ввозная пошлина на большегрузы с двигателем ЕВРО-4 и выше осталась неизменной - 5%.
Введение утилизационного сбора сильно повысило цены на этот класс грузовиков и упростила ситуацию для КАМАЗа, который как раз в последнее время активно занимается обновлением модельного ряда, модернизацией двигателей, расширением импорта запчастей КАМАЗ.
Одновременно, вступление в ВТО позволило снизить “серый” импорт, который также мешал КАМАЗу. С другой стороны, вместо “серого” импорта Китай наращивает официальный импорт своих грузовиков в Россию. При этом на фоне падающего рынка (в первые месяцы 2013 года падение - больше четверти) КАМАЗ увеличил свою долю на рынке, заняв 44,8% рынка (грузовики более 14т).
Таким образом, КАМАЗ получил важную отсрочку и использовал её для модернизации производства, поэтому повода быть пессимистичным у него нет. Тем более, что российские власти вряд ли оставят КАМАЗ без поддержки. Уже сейчас мы видим, что наращивается государственный заказ на челнинские грузовики со стороны МЧС и армии.