Автомобильная ходовая часть - состав и функционирование
Ходовая часть — совокупность агрегатов и узлов, благодаря которым происходит перемещение транспортного средства. Именно этот комплекс запчастей «Киа-Спортейдж», «Рено-Логан» и других моделей ответственен за комфортабельность и качество езды. За счет работы узлов, связывающих колеса и кузов, осуществляется смягчение и гашение колебаний, возникающих при движении. Основная задача упругих элементов ходовой части — гашение колебаний со значительной амплитудой.
Основные компоненты ходовой части:
- рама;
- осевые мосты;
- подвеска;
- колеса.
Рама — каркасная основа для размещения кузова автомобиля, силового агрегата, кабины, КПП и сопутствующего оборудования. Нередко роль рамы соответствующим образом выполняет кузов (с жесткой несущей конструкцией).
Подвеска — узел, обеспечивающий упругое взаимодействие между осевыми мостами и рамой/кузовом. Именно подвеска отвечает за эффективное смягчение динамических нагрузок и оптимальное распределение усилий, поступающих на колеса и кузов. Без нормальной подвески достаточно быстро придется чинить или менять значительный объем запчастей «Киа-Соренто», «Форд-Мондео» и т. д.
Все это в совокупности обеспечивает транспортному средству необходимую плавность хода, а также достаточную устойчивость при движении и выполнении маневров на дороге. Плавность хода определяется силой и характером колебаний, которые испытывает транспортное средство. К их числу относятся следующие варианты:
- продольные;
- вертикальные;
- угловые;
- поперечно-угловые.
Функционирование подвески
В свое время конструкторы автомобилей пришли к выводу, что для значительного продления ресурса транспортного средства необходимо исключить жесткую связь между кузовом и колесами, дать корпусу автомобиля возможность перемещаться относительно колес в процессе движения. Для этих целей стали использоваться рычаги, мощные пружины, шарниры и т. д.
Современная подвеска может иметь зависимую или независимую конструкцию. В первом случае для объединения колес используется жесткий конструктивный элемент (балка), при этом колеса будут строго повторять углы отклонения друг друга. В случае независимой подвески жесткой связи нет, колеса реагируют на любые препятствия и неровности поверхности автономно. Как правило, зависимая подвеска ставится на заднюю колесную пару, независимая — на переднюю. Использование только независимого варианта на обоих парах характерно для машин, нуждающихся в повышенной проходимости.
Главным смягчителем в обоих случаях работает рессора. Буфером между колесной парой и непосредственно кузовом служит мост. Мостов может быть 1 или 2, в зависимости от конструкции транспортного средства. Передний мост, в свою очередь, может быть ведущим или управляемым.